01 июля 2014
В соответствии с законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от «21» декабря 2001 года N 178-ФЗ, под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В отношении земли под приватизацией понимаются оформление собственником строения, сооружения, права собственности на земельный участок, на котором расположено это строении или сооружение или переоформление на право собственности ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком.
В Российской Федерации до «24» декабря 1990 года, существовала, как выразился Конституционный Суд Российской Федерации, «монополия государственной собственности на землю». Все без исключения земельные участки могли находиться только в государственной собственности, а частным субъектам земля предоставлялась только на праве пользования.
Необходимость в законодательном регулировании порядка передачи земли в частную собственность возникла с момента отмены монополии государственной собственности на землю, а именно, с вступлением в силу закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от «24» декабря 1990 года N 443-1. Позднее частная форма собственности на землю была закреплена и в Земельном кодексе РСФСР «25» апреля 1991 года N 1103-1.
По общему правилу приватизация земельного участка является платной для приобретателя, но законом установлен ряд исключений. В частности исключением являются случаи оформления в собственность земельных участков предоставленных до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. В этих случаях приватизация осуществляется бесплатно и более того в упрощенном порядке – посредством «дачной амнистии».
Общий случай (платная приватизация) урегулирован положениями статьи 36 ЗК РФ, собственнику строения сооружения предоставлено исключительное право на оформление права аренды или права собственности на земельный участок.
Необходимо указать, что даже платный режим приватизации земельного участка является крайне лояльным, так как рамки выкупной цены установлены законом о введении в действие ЗК РФ и в целом по России не могут превышать 25 % от кадастровой стоимости земельного участка, а нормативно-правовыми актами исполнительных органов субъектов данная верхняя рамка была еще снижена (в Свердловской области таким актом является Постановление Правительства Свердловской области от «26» октября 2007 года N 1045-ПП).
Омрачают ситуацию только последние результаты государственной кадастровой оценки земельных участков.
При приватизации земельного участка необходимо помнить о всех учетно-технических и правовых характеристиках земельного участка, которые могут повлиять на условия его приватизации и на его стоимость после приватизации. Нужно учитывать: уровень собственности (государственная или муниципальная), категорию земельного участка и его разрешенное использование, площадь земельного участка, кадастровую стоимость земельного участка.
Каждая из указанных выше характеристик земельного участка при его приватизации может представлять собой отдельный вопрос, требующий обязательного, независимого разрешения. В противном случае приобретенный статус собственника земельного участка будет нести в себе больше финансовых, экологических и иных обязанностей, нежели субъективных прав и правомочий собственника.
Наши услуги:
Помощь юриста в установлении сервитута на чужие земельные участки
Определение порядка пользования недвижимостью
Защита прав при изъятии земельного участка
Определение порядка пользования земельным участком
Устранение препятствий в пользовании земельным участком
Изменение разрешенного использования земли