30 июня 2014
Причина почему суды допускают участие в судебном процессе администрацию сводится к тому, что только администрация страдает от снижения кадастровой стоимости. Ведь муниципальное образование уже утвердило бюджет исходя из завышенной кадастровой стоимости, а часть землепользователей уже уплатило налог или арендную плату исходя из необоснованно высокой кадастровой стоимости. Кроме того, только администрация способна предоставить отчет о стоимости земли, только у нее имеется финансирование этого процессуального действия.
Следует различать 2 случая оспаривания кадастровой стоимости: при аренде земельного участка и в случае наличия права собственности на земельный участок.
Когда земля находится у правообладателя на праве аренды, рассматривать дело по кадастровой стоимости без участия арендодателя (администрации) действительно невозможно, поскольку новый размер кадастровой стоимости влияет на размер арендных платежей. Поскольку договор аренды это сделка регулирующая отношения двух сторон, постольку администрация имеет право доказывать, что рыночная стоимость должна быть определена в другом размере. Но даже в этом случае, предоставление альтернативного расчета рыночной стоимости земли, говорит о заявлении самостоятельного требования в отношении предмета спора, а следовательно статус администрации должен быть – третье лицо заявляющее самостоятельные требования. Такой статус в процессе позволяет землепользователю взыскивать судебные расходы с Администрации.
В ситуации, когда земля находится на праве собственности, участие в процессе администрации совершенно не обосновано. Как известно все поступления от земельного налога в соответствии с бюджетным законодательством поступают в местные бюджеты. Однако в соответствии со ст. 254 АПК третье лицо может вступить в процесс только в случае если решение суда может повлиять на правоотношения третьего лица с иными участниками процесса: истцом, ответчиком или третьим лицом.
Но действующим законодательством при обладании землей на праве собственности ни каких отношений межу собственником и администрацией не складывается. С точки зрения налогового законодательства собственник является налогоплательщиком. При наличии всех элементов налогообложения он обязан исчислить и уплатить земельный налог и представить подтверждение уплаты в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. В налоговых отношениях не участвует Администрация.
Иначе руководствуясь логикой администрации, в спорах по уплате налога федерального или регионального уровня необходимо привлекать правительство РФ и правительство соответствующего субъекта. Представить сложно, что при оспаривании суммы транспортного налога помимо налогового органа и налогоплательщика необходимо привлекать правительство Свердловской области.
Аргумент администрации, что получение земельного налога влияет на отношения между плательщиком земельного налога и администрацией в силу бюджетного законодательства так же не обоснован, так как собственник земельного участка не является субъектом бюджетного права, и не может влиять своими действиями на положение администрации.
Однако, суды так или иначе привлекают администрацию к участию в судебных процессах по оспариванию кадастровой стоимости, нарушая тем самым действующее законодательство.
Кроме того, администрация не участвует в процессе установления кадастровой стоимости.
А ответ на вопрос в чем же причина таковой позиции судов и администрации заключается в порочности системы государственной кадастровой оценки и отсутствия сформированной позиции Высшего арбитражного суда.
Система оценки не позволяет землепользователю, кто в первую очередь заинтересован во включении в государственный кадастр недвижимости справедливой кадастровой стоимости, принять участие в процессе оценки. Оценка проводится абсолютно незаинтересованными в ее справедливости органами: Правительством Свердловской области, кадастровой палатой, Росреестром и оценщиками.
Наши услуги:
Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков
Определение пользования земельным участком
Раздел и объединение земельных участков